Михаил Котлов писал(а):
А возможно, эти два события (побоище Кихека и стояние Трифона)
Есть еще несколько нюансов. Когда был на месте паломничества, обратил внимание на окопы на кайском берегу реки Порыш. Предполагаю, что это окопы Гражданской войны. Значит, место это с военной точки зрения стратегически важное. Мост перекрывал весь путь в Сибирь, его трудно обойти. Можно спуститься по течению Камы, но подняться против течения на веслах крайне тяжело. Согласно преданиям кайские ремесленники, сплавляясь по Каме, обратно возвращались пешими или конными. С Порышского моста можно было водным путем и Каму контролировать - невелико расстояние. А западнее Кибаново в Найданово дорога уже разветвлялась - одна шла на Кайгород, а другая - в Яренский уезд. И, в связи с этим, вдвойне странно, что в списке Кихека имелись яренцы:
"Тогда онъ (Пелымский князь) злочестивый собравъ своя вои, число жъ ихъ 700 человъкъ, и подозва з собою буйственыхъ и храбрыхъ и сильныхъ мурзъ и улановей Сибирския земли со множествомъ вои; онъ же злый взя и по неволе з собою Сылвенскихъ и Косвенскихъ,
Яренскихъ, Киндiйскихъ и Обдинскихъ Татаръ, Остяковъ i Вогуличъ и Вотяковъ и Башкирцовъ...". Порышский мост разделял это войско на две части - одни жили на одном берегу, а другие - на другом.
В 1585-1586 году, всего через пять лет после погрома Кихека, в Яренском уезде проводилась перепись. Вот вкратце ее результаты:
Сотная с писцовых книг Огарева и подьячего Юрьева на волость Ужгу Яренского уезда.
"Погост Ужга на реке на Сысоле, а на погосте церковь Николы чюдотворца, клетцки, около ее паперть. Того ж погоста дворы крестьянские: в. Ондрон Исаков, д. пуст Ивашка Родивонова, Ивашко д. пуст
сшел в Верхокамье, д. пуст Кирилка Конанова, д. пуст Иванка Костянтинова, Ивашко сшел безвестно, д. пуст Стеньки кузнеца, а Сенька сшел безвестно, д. пуст Онтипка Констянтинова, обнищал, д. пуст Михалка Иванова, а Михалко
сшел в Верхокамья, д. пуст вдовы Соломанидки, Соломанидка ходит по дворам, д. пуст Максимка, а Максимко умер, д. пуст Петрушки Ларивонова, обнищал."
Похоже, что мужская часть населения некоторых деревень Яренского уезда в массовом порядке в 80-е года шестнадцатого века уходила на верховья Камы и не вернулась.