Текущее время: 27 апр 2024, 23:47

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 56 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Семенов день
СообщениеДобавлено: 13 сен 2012, 00:20 
Гуру

Зарегистрирован: 06 мар 2012, 13:29
Сообщения: 641
ХиНа писал(а):
Перечитала официальную версию и рассказы тех, кто ходил на Порыш 14 сентября (я и сама ходила в 2007 году). Слово "Ермак" нигде не встретилось.

В царском архиве есть грамота от 16 ноября 1582 года, явившаяся ответом на жалобу воеводы Пелепелицына из Чердыни. В ней воевода донес, что 1 сентября его крепость подверглась атаке сибирских людей и пелымского князя, Строгановы не помогли ему в беде, но в самый день штурма послали Ермака «воевать сибирские места».
Ученикам пермских школ эти события соотносят исключительно с чусовскими городками и преподносят так: "Местные жители помнили об этом погроме вплоть до XVIII века. В память о жертвах набега с 1584 года и до петровского времени население совершало крестный ход к братским могилам." В пермском крае, похоже, не догадываются, что где-то в кайской глубинке этот крестный ход мог сохраниться и в наши дни.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Семенов день
СообщениеДобавлено: 13 сен 2012, 10:12 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21293
Откуда: п. Рудничный
Пестриков писал(а):
ХиНа писал(а):
Перечитала официальную версию и рассказы тех, кто ходил на Порыш 14 сентября (я и сама ходила в 2007 году). Слово "Ермак" нигде не встретилось.

В царском архиве есть грамота от 16 ноября 1582 года, явившаяся ответом на жалобу воеводы Пелепелицына из Чердыни. В ней воевода донес, что 1 сентября его крепость подверглась атаке сибирских людей и пелымского князя, Строгановы не помогли ему в беде, но в самый день штурма послали Ермака «воевать сибирские места».
Ученикам пермских школ эти события соотносят исключительно с чусовскими городками и преподносят так: "Местные жители помнили об этом погроме вплоть до XVIII века. В память о жертвах набега с 1584 года и до петровского времени население совершало крестный ход к братским могилам." В пермском крае, похоже, не догадываются, что где-то в кайской глубинке этот крестный ход мог сохраниться и в наши дни.
Пестриков, почему вы не допускаете, что крестный ход был НЕ ОДИН? Ведь в Южаках (и только там) до последнего времени отмечали "Девятую пятницу" - т.е. девятую после Пасхи, значит, числа сдвигались. А Симеоновский ход был строго 1 (14 - по новому стилю) сентября?
Девятая пятница

История этого праздника началась с Крестного хода по погибшим во время налета на Кай-город пелымского князя Кихека в 1581 году. Крестный ход установили «по обещанию и челобитью прежних мирских людей ради варварского нашествия», совершался он в девятую пятницу после Пасхи – день, посвященный святой Параскеве–Пятнице. Бытовала легенда, что святая Параскева помогает отстоять поселение от врагов.
По прошествии веков великий траур превратился в праздник, который у нас отмечается тоже только в Южаках. Вятские исследователи единодушны в том, что Семик и Девятая пятница в наших краях схожи с вятской Свистопляской, которая тоже совершается в память по погибшим воинам.
Подобный же Крестный ход был еще из села Екатеринино в село Красноглинье Глазовского уезда. Как свидетельствуют старинные источники, он совершался с интервалом через год и тоже был приурочен «к 9 пятнице по Пасхе».
В Красноглинье несли иконы святой великомученицы Екатерины; как говорит предание, эта икона осталась от самого преподобного Трифона – вятского святого. Начало проведения Крестного хода тоже уходит во времена седой старины. Как свидетельствует «Календарь Вятской губернии на 1887 год»: «При Екатерининской церкви имеется указ от 1812 года, которым дозволяется возобновить ход, на основании указа 1730 года…»
В свою очередь прихожане Красноглинской церкви на другой год совершали ответный Крестный ход в Екатеринино. Надо полагать, что столь тесные традиции с красноглинцами, живущими за более чем сто верст, были после всеобщего трагического события.
http://www.verhnekamje.ru/forum/viewtop ... 5871#p5890

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Семенов день
СообщениеДобавлено: 13 сен 2012, 13:35 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21293
Откуда: п. Рудничный
Хорошо, когда в коллективе есть такой мужчина, как Михаил Котлов - почти каждый год он отдувается за всех, отправляясь в этот крестный ход. И завтра сходит.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Семенов день
СообщениеДобавлено: 14 сен 2012, 00:27 
Гуру

Зарегистрирован: 06 мар 2012, 13:29
Сообщения: 641
ХиНа писал(а):
Пестриков, почему вы не допускаете, что крестный ход был НЕ ОДИН?

Допускал и буду допускать дальше, если встречу хоть одного реального участника некайского семеновского крестного хода.
Из материалов кайского музея:
"В 1581 году Строгановы пригласили к себе на службу Ермака с дружиной для защиты своих вотчин от нападений. В этом году, погромив Кайгород и его окрестности, пелымский князь Кихек обрушился на Соль Камскую и тоже сжег этот Строгановский солеваренный центр. Много погибло тогда людей от вторжения язычников. Их похоронили в братских могилах. Память об этом страшном событии в Соликамске и Кайгороде хранилась более трех столетий спустя, установив с 1584 года ежегодный крестный ход на братские могилы."
Со слов самого отца Леонида до революции состав участников кайского хода сильно отличался - сюда с разных мест съезжалось ежегодно свыше тысячи паломников - вотяков, остяков, иштяков, жителей Усть-Сысольска, Чердыни, Перми, Соликамска, чусовских городков. И все это имеет вполне осязаемые черты, в то время как другой крестный ход по чусовским городкам не имеет материального подтверждения. Это наталкивает на мысль, что отдаленная кайская глубинка подавляющему большинству жителей другой части Руси представлялась тождественной чусовским городкам и никто не делал отличий, благодаря чему история кайских походов Ермака затерялась в списке безымянных чусовских городков.
В славянской энциклопедии 17 века Богуславского сказано: "В 1581 году вместе с казаками Ермака покорять Сибирь ушли и многие жители Кайгорода".
Это сообщение вкупе с сегодняшним кайским крестным ходом считаю весьма весомым аргументом, чтобы именно Кайгород считать отправной точкой похода Ермака в Сибирь. Но есть одно но, на которое обратил внимание уральский сказатель Бажов: никто в здравом уме не будет планировать поход в Сибирь на начало сентября, когда вот-вот ударят сибирские морозы и реки встанут под лед. Из последнего следует, что события в Семенов день были спровоцированы для Ермака спонтанно, и основной круг событий разворачивался недалеко от места, с которого стартовал поход.


Последний раз редактировалось Пестриков 15 сен 2012, 08:45, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Семенов день
СообщениеДобавлено: 14 сен 2012, 22:27 
Гуру

Зарегистрирован: 06 мар 2012, 13:29
Сообщения: 641
Строгановская летопись. 1581 год. "... на память преподобнаго отца нашего Симеона Столпника, злочестивый и безбожный князь Пелымский ярости многи наполнися, но i паки звърострашиемъ объятъ бысть i умысли злохитрое коварство в сердцы своемъ и начатъ лесть с лукавством сшивати, и бысть ему безбожному ко своей погибели. Тогда онъ злочестивый собра воя своя, число жъ ихъ седмь сотъ человъкъ, и подозва с собою буйственныхъ и храбрыхъ i силныхъ мурзъ и улановъ Сибирския жъ земли со множествомъ вои; он же злый по неволи взя с собою Сылвянскихъ i Косвинскихъ и Иренскихъ i Инвинскихъ и Обвинскихъ Татаръ и Остяковъ i Вогуличъ i Вотяковъ и Башкирцовъ множество, i прiиде съ вои своими яряся на Пермьскiя городы, на Чердынь и тъ мъста поплъниша и пожгоша, доиде же и къ стънамъ града сурово и люто зело приближишась ко граду, едва не взяту бывшу, но всемогiй Богъ не попусти окаянныхъ; i вскоръ отъ того мъста пойдоша подъ Кай городокъ, и ту велию пакость учиниша..."


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Семенов день
СообщениеДобавлено: 21 сен 2012, 20:43 
Гуру

Зарегистрирован: 19 авг 2011, 09:56
Сообщения: 327
Тоже допускаю, что крестные ходы должны возникать только по очень большому событию. Например, как память о погибших. Такой крестный ход был под названием Девятая пятница. История этого праздника началась с Крестного хода по погибшим во время налета на Кайгород пелымского князя Кихека в 1581 году. Крестный ход установили «по обещанию и челобитью прежних мирских людей ради варварского нашествия», совершался он в девятую пятницу после Пасхи – день, посвященный святой Параскеве – Пятнице. Бытовала легенда, что святая Параскева помогает отстоять поселение от врагов.
По прошествии веков великий траур превратился в праздник, который у нас отмечается в Южаках. Но, может быть, Семеновский крестный ход имеет отношение не только к Трифону Вятскому?
Еще Крестный ход в районе был из села Екатеринино в село Красноглинье Глазовского уезда. Как свидетельствуют старинные источники, он совершался с интервалом через год и тоже был приурочен «к 9 пятнице по Пасхе».
В Красноглинье несли иконы святой великомученицы Екатерины. Как говорит предание, эта икона осталась от самого преподобного Трифона. Начало проведения Крестного хода тоже уходит во времена седой старины. Как свидетельствует «Календарь Вятской губернии на 1887 год»: «При Екатерининской церкви имеется указ от 1812 года, которым дозволяется возобновить ход, на основании указа 1730 года…»
В свою очередь прихожане Красноглинской церкви на другой год совершали ответный Крестный ход в Екатеринино. Надо полагать, что столь тесные традиции с красноглинцами, живущими за более чем сто верст, были после всеобщего трагического события. Что за событие это было, неизвестно.

_________________
михаил


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Семенов день
СообщениеДобавлено: 23 сен 2012, 21:14 
Гуру

Зарегистрирован: 06 мар 2012, 13:29
Сообщения: 641
Михаил Котлов писал(а):
Крестный ход установили «по обещанию и челобитью прежних мирских людей ради варварского нашествия», совершался он в девятую пятницу после Пасхи – день, посвященный святой Параскеве – Пятнице. Бытовала легенда, что святая Параскева помогает отстоять поселение от врагов.

Сохранились источники, которые рассказывают, что во время завоевания пермяков Москвой их христианизации впереди войска всегда несли икону Пресвятой Богородицы. Пока мне не до конца понятен, какой был в этом сакральный смысл, но очень уж похожи образы христианской Богородицы и языческой Параскевы Пятницы.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Семенов день
СообщениеДобавлено: 24 сен 2012, 15:09 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21293
Откуда: п. Рудничный
Пестриков писал(а):
очень уж похожи образы христианской Богородицы и языческой Параскевы Пятницы.
А с чего вдруг Параскева Пятница стала языческой? Язычники как раз её казнили.

http://www.mospat.ru/calendar/svyat1/oc ... a-ptc.html

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Семенов день
СообщениеДобавлено: 24 сен 2012, 21:28 
Гуру

Зарегистрирован: 06 мар 2012, 13:29
Сообщения: 641
ХиНа писал(а):
А с чего вдруг Параскева Пятница стала языческой? Язычники как раз её казнили.

Хина, в своем изначальном виде христианство это вообще монорелигия с одним единым богом. Культ всех остальных святых взят из дохристианского периода и переиначен на христианский лад. Параскева она потому и Пятница, что на Древней Руси каждый день недели был предназначен для определенного рода занятий и ему покровительствовали определеные святые. Хотя, не очень хочу углубляться в эту тему, т.к. она слишком сложна и бессмысленна. Другое дело, что я не очень верю, что в Южаках на девятую пятницу было принято куда-то ходить. Такие праздники были и в Каю, например, "семик" - седьмой четверг после Пасхи. Еще в девятнадцатом веке писали, что это сугубо чудской праздник. В Каю в этот день все направлялись на Кашину гору поминать своих предков. Но это как раз говорит о каком-то очень древем ритуале, а вот в Семенов день люди покидали свои поселения и этот праздникне привязан ни к какому дню недели, что само по себе наталкивает на мысль, что в конечной точке этого шествия некогда произошло что-то важное, и, скорее всего, трагическое.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: Семенов день
СообщениеДобавлено: 23 янв 2013, 22:41 
Гуру

Зарегистрирован: 06 мар 2012, 13:29
Сообщения: 641
ХиНа писал(а):
Пестриков, почему вы не допускаете, что крестный ход был НЕ ОДИН? Ведь в Южаках (и только там) до последнего времени отмечали "Девятую пятницу" - т.е. девятую после Пасхи, значит, числа сдвигались. А Симеоновский ход был строго 1 (14 - по новому стилю) сентября?

Хина, я хотел обратить Ваше внимание на одну вещь. Ниже приведена цитата из Строгановской летописи (по Толстовскому списку):

"Тогда онъ (Пелымский князь) злочестивый собравъ своя вои, число жъ ихъ 700 человъкъ, и подозва з собою буйственыхъ и храбрыхъ и сильныхъ мурзъ и улановей Сибирския земли со множествомъ вои; онъ же злый взя и по неволе з собою Сылвенскихъ и Косвенскихъ, Яренскихъ, Киндiйскихъ и Обдинскихъ Татаръ, Остяковъ i Вогуличъ и Вотяковъ и Башкирцовъ, и прiиде ихъ множество с воинствомъ на Пермския городки и на Чердынь и тъ мъста поплениша и пожгоша, дондеже и стънамъ града сурово и немилостиво коснушася и граду едва не взяту бывшу. Но всемогiй Богъ не попусти окаянныхъ, и вскоре отъ того мъста поидоша подъ Канкоръ городокъ и тутъ великую пакость учиниша; и оттоле окаяннiи прiидоша подъ Камское усолье и тутъ села и деревни и посады пожгоша, и людей многихъ поплъниша"...

На этой трактовке событий строится официальная позиция историков. А вот еще один вариант Строгановской летописи, но уже по списку Спасского:

"В та же времена девятьдесятые годины (1581г.), i в число дневи на память преподобнаго отца нашего Симеона Столпника, злочестивый и безбожный князь Пелымский ярости многи наполнися, но i паки звърострашиемъ объятъ бысть i умысли злохитрое коварство в сердцы своемъ и начатъ лесть с лукавствомъ сшивати, и бысть ему безбожному ко своей погибели. Тогда онъ злочестивый собра воя своя, число жъ ихъ седмь соть человъкъ, и подозва с собою буйственныхъ и храбрыхъ i сильныхъ мурзъ и улановъ Сибирския жъ земли со множествомъ вои; он же злый по неволи взя с собою Сылвянскихъ i Косвинскихъ и Иренскихъ i Инвинскиъ и Обвинскихъ Татаръ и Остяковъ и Вогуличъ i Вотяковъ и Башкирцовъ множество, i прiиде съ вои своими яряся на Пермскiя городы, на Чердынь и тъ мъста поплъниша и пожгоша, доиде же и къ стънамъ града сурово и люто зело приближишась ко граду, едва не взяту бывшу, но всемогiй Богъ не попусти окаянныхъ; i вскоръ отъ того мъста пойдоша подъ Кай городокъ, и ту велию пакость учиниша, и оттоле окаяннiи прiидоша под Камское Усолье и ту села и посады пожгоша и людей поплениша..."

Разница в этих версиях летописи только в том, что одна относит события от Чердыни ниже по течению, а другая - гораздо выше. Крестный ход мог быть и не один, однако абсолютно точно можно утверждать, что в одной из версий Строгановской летописи изначально заложена ошибка, которая возможно и привела к географическим разночтениям. Очень велика вероятность, что крестный ход в кайском крае служил поминальным обрядом трагических событий в Семенов день 1581 года.


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 56 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB