Анисья Александровна Кенина, уроженка села Кай, так рассказывала о себе в статье под названием «Песни моей родины»:
«Восьмой уж десяток живу я на свете (родилась я 10-го января 1904 года в селе Кай Слободского уезда Вятской губернии. Родители числились крестьянами, но земельного надела не имели. Отец служил конторщиком в лесной конторе и дома бывал редко, умер рано – 45-ти лет, в 1915 г. Мать вынуждена была работать уборщицей в больнице, а потом и школе. Детство и юность мои прошли в Кае. После смерти матери я покинула Кай. Ещё в год смерти отца я поступила в Слободскую женскую гимназию, в 1918 году реорганизованную в трудовую школу второй ступени. После окончания школы в 1923 году один год работала в начальной школе, а потом по путёвке меня направили в Вятский педагогический институт. По окончании проработала в качестве преподавателя биологии и химии до 1960 года в школах нескольких областей, в том числе и в Белоруссии, куда переехала, когда вышла замуж. Свою работу я любила и много времени отдавала воспитанию молодого поколения. Пожалуй, как самое большое счастье и осталось в памяти время работы, дружба с детьми. Будучи уже на пенсии, я захотела передать собирателям свои любимые песни, унаследованные от матери, чтобы не оставить их в забвении. Готовила к записи, вспоминала я наши обычаи вместе с сестрой Анной Александровной Бураковой и двоюродными сестрами Александрой Васильевной Покидкиной и Августой Васильевной Утробиной (они помогли вспомнить забытые тексты песен, восстановить в деталях свадебный обряд). Давно покинула родные места, но через всю жизнь пронесла желание рассказать людям о моей далёкой, глухой родине. Там, в верховьях реки Камы, в бывшей Вятской губернии, в Слободском уезде раскинулось наше село. Когда-то, в XVI веке, это был город-крепость Кай, основанный братьями Строгановыми. Был монастырь, от которого осталось только холмистое место с названием «монастырёк». Совсем недавно на этом месте построили школу. Не знаю когда, но давно, город сгорел и вместо него было построено уже село Кайгородское. Я сама читала в детстве на карте, висевшей в волостном управлении, такие слова: «Бывший город Кай, ныне село Кайгородское». Но новое название не прижилось в быту, и село сохранило прежнее название – Кай.
В прошлом наше село являлось местом ссылки политических заключённых. Среди них встречались люди разных профессий: врачи, учителя, рабочие. Был в ссылке и Феликс Эдмундович Дзержинский – жил в доме напротив нашего, теперь там музей. Ссыльные оказывали большое влияние на культуру нашего села, революционно настраивали молодёжь. В 1905 году у нас была забастовка – мужчины Кая разоружили полицию, бросили шашки в реку Каму. Правда, расправа за это была жестокая. Многие сидели в тюрьме. До сих пор сохранилось в памяти стихотворение ссыльной учительницы Александры Васильевны Коровиной, которая жила у нас на квартире. Вот его начало:
Из далекой Палестины В Кайгородское село По велению судьбины Меня ветром занесло.
Что за славное селенье, Что за милый этот Кай. Здесь, скажу без размышленья, Не житьё, а чисто рай.
Многих ссыльных присылают, Чёрт их знает – не живут: То по Каме уплывают, То пешком домой идут.
Летом есть для них работа, А зимой свисти в кулак – Голодать, чай, неохота, Сам себе никто не враг...
До революции и после село Кайгородское было волостным. В волость входила большая территория с сёлами Гидаево, Кичаново, Лойно и многочисленными деревнями на далёком расстоянии от сёл. Кругом таёжный лес с речками и непроходимыми болотами. До железнодорожной станции Вятка было 275 вёрст, до уездного города Слободского считали 240 вёрст. Это расстояние я со старшей сестрой и подругами, а позднее и одна проходила пешком в берестяных лаптях, два раза в году – осенью и весной – перед началом и после окончания учебного года, а иногда и в зимние каникулы. Училось нас из села человек пять, но скоро старшая сестра окончила школу, а другие бросили учиться, и я этот путь совершала одна в шесть дней. Непроходимыми дремучими лесами да болотами, с котомкой за плечами, шла и прислушивалась к шорохам лесным и пению птиц. Страстное желание учиться, выбраться из темноты и нищеты затмевало все страхи, голод и холод. Несмотря на страшную глухомань, село моё казалось самым дорогим и близким сердцу. Это чувство сохранилось у меня до сих пор.
До нашего с сестрой рождения в селе не было специального здания школы, и первые годы, по рассказам матери, школа, помещавшаяся в нашем доме, занимала верхний этаж. Мать, выданная насильно замуж, была в доме скорее служанкой, чем женой. Сколько в этом доме она, а потом и мы видели горя, слёз, буйного разгула, пьянки! Всё перенесла наша страдалица, а была работница, мастерица на все руки. Мать моя была прекрасная, умная и терпеливая женщина. В праздники – первая затейница-песенница. Сколько она знала этих песен! А пела – заслушаешься! Мы со старшей сестрой Анной запоминали содержание и мелодии, рано сами начали петь. В детстве мы ходили смотреть свадьбы, а на игрищах – своеобразную пляску «боком» под песни. Позже (в первые годы советской власти) мы сами участвовали в свадьбах своих родственников, где было много интересного. А сколько песен с весёлыми и грустными мелодиями! Мы до сих пор с сестрой, встречаясь, поём их. Уже четверть века, как мы покинули родной край. Приехав недавно в гости в родное село, мы увидели, что молодёжь не знает старых песен; свидетели прошлой тяжёлой жизни, эти песни отошли на задний план. Именно поэтому у меня появилось желание рассказать молодым об обычаях наших отцов, матерей и дедов, познакомить их с мелодиями родных песен. Тем более, что в последние годы у молодёжи снова пробудился интерес к песенному творчеству своего народа".
Вложения: |
А.А. Кенина, Кай, 1973.jpg [ 89.41 КБ | Просмотров: 1202 ]
|
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|