Форум сайта ВЕРХНЕКАМЬЕ
http://www.verhnekamje.ru/forum/

Судьбы кайские
http://www.verhnekamje.ru/forum/viewtopic.php?f=16&t=685
Страница 1 из 2

Автор:  Пестриков [ 05 июл 2015, 02:30 ]
Заголовок сообщения:  Судьбы кайские

Папы не стало 11 ноября 2014 года. Перебирая старые фотографии, решил написать несколько строк.

Валя Морозова.

Стояли некогда возле Кая две деревушки – Пестриково и Морозово. В одной почти все жители носили фамилию Пестриковы, а в другой – Морозовы.

Изображение

Валя Морозова и Володя Пестриков встретились в самом начале жизненного пути. Оба учились в кайской сельской школе.

Изображение

Изображение

А затем вместе поступили в Кировский политехнический институт.

Изображение

Изображение

Изображение

1970 год. Остались позади 5 лет учебы в институте. В местной газете было напечатано:
«Это были годы упорного и напряженного труда, лучшие годы юности. И вот наступил волнующий момент в жизни выпусников химико-технологического факультета Кировского политехнического института: им вручают дипломы. С этого дня они могут считать себя инженерами-химиками.
На снимке: группа выпусников химико-технологического факультета с только что полученными дипломами. 1-й ряд (слева направо): Владимир Пестриков, Мария Втюрина, Валентина Морозова, Галина Посысаева. 2-й ряд: Геннадий Доронин, Галина Таширева, Владимир Чагин, Юрий Тур.»

Изображение

Изображение

После института Валя вышла замуж за их общего институтского приятеля - Володю Чагина.

Изображение

Валя и Володя Чагины переехали жить в Ленинград, проживали на улице Сикейроса. У них появились дети – Оля и Дима. А со своим старым институтским другом и другом детства Володей Пестриковым они продолжали видеться на встречах выпускников Кировского политеха.

Изображение

Изображение

Автор:  ХиНа [ 05 июл 2015, 11:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Судьбы кайские

Продолжение следует?

Автор:  елена [ 05 июл 2015, 18:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Судьбы кайские

Фотографии какие замечательные....
Студенческие фото 60-х годов.... я еще помню плащи болоньевые....

Автор:  Sin [ 05 июл 2015, 19:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Судьбы кайские

Пестриков писал(а):
В одной почти все жители носили фамилию Пестриковы, а в другой – Морозовы


если половину мужиков в деревне зовут иванами пестриковыми, то как их различают? номера дают?

Автор:  Камень [ 05 июл 2015, 21:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Судьбы кайские

в деревне у каждого мужика своя погремуха\ уличная кличка. вот никто и не парится))

Автор:  елена [ 05 июл 2015, 23:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Судьбы кайские

Sin писал(а):
Пестриков писал(а):
В одной почти все жители носили фамилию Пестриковы, а в другой – Морозовы


если половину мужиков в деревне зовут иванами пестриковыми, то как их различают? номера дают?
Они что все как те два молодца-одинаковы с лица?

Автор:  серый [ 05 июл 2015, 23:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Судьбы кайские

Ну вот, скажет кто, что Пестриков Иван Пестрикову Ивану морду набил, как поймёшь кто из этих Пестриковых и кому?

Автор:  Пестриков [ 06 июл 2015, 01:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Судьбы кайские

Валерка Майбуров.

Буквально на днях держал в руках паспорт одной москвички. Что-то в ее глазах показалось знакомым и пробудило мое любопытство. Место рождения - город Омск - мне был мало знаком. А вот девичья фамилия - Майбурова... Я не удержался и спросил женщину о том, что ей известно о предках Майбуровых.
"Много в Омске Майбуровых живет", - отвечает женщина.- "Слышала я как-то, что появились в Омске Майбуровы откуда-то с Верхней Камы, и фамилия эта идет от народа Коми".
Слушал я эту женщину, а у самого в памяти всплыл образ старого папиного друга. Его звали Валерка. Валерка Майбуров. С отцом они подружились в далеком детстве, когда бегали босяками по кайским улочкам. В альбоме нашел фотографию, с обратной стороны которой сохранилась надпись: "Володе от Валерки. июнь 1965г."

Изображение

Была такая деревня возле Кая - Майбурово. И как Вы уже понимаете, почти все жители в этой деревне носили фамилию Майбуровы. Согласно коми-русскому словарю "майбыр" переводится как счастливый, счастливец, счастливчик.

Изображение

Как детская, так и взрослая жизнь Валеры Майбурова, оказалась тесно связана с берегами Камы. Из Кая он перебрался в поселок Керчевский, что недалеко от Чердыни, где и жил с семьей. В Керчевском старые кайские друзья Володя и Валерка и встретились. Они не видели друг друга почти сорок лет.

Изображение

Автор:  Пестриков [ 06 июл 2015, 23:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Судьбы кайские

Sin писал(а):
Пестриков писал(а):
В одной почти все жители носили фамилию Пестриковы, а в другой – Морозовы


если половину мужиков в деревне зовут иванами пестриковыми, то как их различают? номера дают?

Вот список погибших по деревне Пестриково в годы Великой Отечественной:
д.Пестриково (население 105 человек)

1. Кривоногов Филипп Зотович - пропал без вести 6.1943г.
2. Пестриков Василий Осипович - умер от ран 10.1942г.
3. Пестриков Иван Иванович - погиб в 1942 г.
4. Пестриков Георгий Иосифович - погиб 22.03.1944г.
5. Пестриков Федор Васильевич - пропал без вести.
6. Пестриков Фрол Игнатьевич - пропал без вести.
7. Пестриков Иван Артемьевич - пропал без вести 06.01.1942г.
8. Пестриков Яков Савельевич - пропал без вести 6.1943г.
9. Татаринов Василий Тимофеевич - погиб в мае 1942г.
10. Татаринов Константин Васильевич - пропал без вести в 1943г.

Под номером 5 в списке пропавшим без вести считался уроженец деревни Пестриково Пестриков Федор Васильевич. Так звали моего деда, тоже уроженца деревни Пестриково. Поэтому я долго не мог понять как дед попал в этот список, если он не был на фронте. Мне удалось выяснить, что пропавший без вести Пестриков Федор Васильевич был 1922 года рождения, а мой дед, Пестриков Федор Васильевич, родился в 1926 году.

Автор:  ХиНа [ 06 июл 2022, 13:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Судьбы кайские

Анисья Александровна Кенина, уроженка села Кай, так рассказывала о себе в статье под названием «Песни моей родины»:

«Восьмой уж десяток живу я на свете (родилась я 10-го января 1904 года в селе Кай Слободского уезда Вятской губернии. Родители числились крестьянами, но земельного надела не имели. Отец служил конторщиком в лесной конторе и дома бывал редко, умер рано – 45-ти лет, в 1915 г. Мать вынуждена была работать уборщицей в больнице, а потом и школе. Детство и юность мои прошли в Кае. После смерти матери я покинула Кай. Ещё в год смерти отца я поступила в Слободскую женскую гимназию, в 1918 году реорганизованную в трудовую школу второй ступени. После окончания школы в 1923 году один год работала в начальной школе, а потом по путёвке меня направили в Вятский педагогический институт. По окончании проработала в качестве преподавателя биологии и химии до 1960 года в школах нескольких областей, в том числе и в Белоруссии, куда переехала, когда вышла замуж. Свою работу я любила и много времени отдавала воспитанию молодого поколения. Пожалуй, как самое большое счастье и осталось в памяти время работы, дружба с детьми. Будучи уже на пенсии, я захотела передать собирателям свои любимые песни, унаследованные от матери, чтобы не оставить их в забвении. Готовила к записи, вспоминала я наши обычаи вместе с сестрой Анной Александровной Бураковой и двоюродными сестрами Александрой Васильевной Покидкиной и Августой Васильевной Утробиной (они помогли вспомнить забытые тексты песен, восстановить в деталях свадебный обряд). Давно покинула родные места, но через всю жизнь пронесла желание рассказать людям о моей далёкой, глухой родине.
Там, в верховьях реки Камы, в бывшей Вятской губернии, в Слободском уезде раскинулось наше село. Когда-то, в XVI веке, это был город-крепость Кай, основанный братьями Строгановыми. Был монастырь, от которого осталось только холмистое место с названием «монастырёк». Совсем недавно на этом месте построили школу.
Не знаю когда, но давно, город сгорел и вместо него было построено уже село Кайгородское. Я сама читала в детстве на карте, висевшей в волостном управлении, такие слова: «Бывший город Кай, ныне село Кайгородское». Но новое название не прижилось в быту, и село сохранило прежнее название – Кай.

В прошлом наше село являлось местом ссылки политических заключённых. Среди них встречались люди разных профессий: врачи, учителя, рабочие. Был в ссылке и Феликс Эдмундович Дзержинский – жил в доме напротив нашего, теперь там музей.
Ссыльные оказывали большое влияние на культуру нашего села, революционно настраивали молодёжь. В 1905 году у нас была забастовка – мужчины Кая разоружили полицию, бросили шашки в реку Каму. Правда, расправа за это была жестокая. Многие сидели в тюрьме. До сих пор сохранилось в памяти стихотворение ссыльной учительницы Александры Васильевны Коровиной, которая жила у нас на квартире. Вот его начало:

Из далекой Палестины
В Кайгородское село
По велению судьбины
Меня ветром занесло.

Что за славное селенье,
Что за милый этот Кай.
Здесь, скажу без размышленья,
Не житьё, а чисто рай.

Многих ссыльных присылают,
Чёрт их знает – не живут:
То по Каме уплывают,
То пешком домой идут.

Летом есть для них работа,
А зимой свисти в кулак –
Голодать, чай, неохота,
Сам себе никто не враг...

До революции и после село Кайгородское было волостным. В волость входила большая территория с сёлами Гидаево, Кичаново, Лойно и многочисленными деревнями на далёком расстоянии от сёл. Кругом таёжный лес с речками и непроходимыми болотами. До железнодорожной станции Вятка было 275 вёрст, до уездного города Слободского считали 240 вёрст. Это расстояние я со старшей сестрой и подругами, а позднее и одна проходила пешком в берестяных лаптях, два раза в году – осенью и весной – перед началом и после окончания учебного года, а иногда и в зимние каникулы. Училось нас из села человек пять, но скоро старшая сестра окончила школу, а другие бросили учиться, и я этот путь совершала одна в шесть дней. Непроходимыми дремучими лесами да болотами, с котомкой за плечами, шла и прислушивалась к шорохам лесным и пению птиц. Страстное желание учиться, выбраться из темноты и нищеты затмевало все страхи, голод и холод. Несмотря на страшную глухомань, село моё казалось самым дорогим и близким сердцу. Это чувство сохранилось у меня до сих пор.

До нашего с сестрой рождения в селе не было специального здания школы, и первые годы, по рассказам матери, школа, помещавшаяся в нашем доме, занимала верхний этаж. Мать, выданная насильно замуж, была в доме скорее служанкой, чем женой. Сколько в этом доме она, а потом и мы видели горя, слёз, буйного разгула, пьянки! Всё перенесла наша страдалица, а была работница, мастерица на все руки.
Мать моя была прекрасная, умная и терпеливая женщина. В праздники – первая затейница-песенница. Сколько она знала этих песен! А пела – заслушаешься! Мы со старшей сестрой Анной запоминали содержание и мелодии, рано сами начали петь. В детстве мы ходили смотреть свадьбы, а на игрищах – своеобразную пляску «боком» под песни. Позже (в первые годы советской власти) мы сами участвовали в свадьбах своих родственников, где было много интересного. А сколько песен с весёлыми и грустными мелодиями! Мы до сих пор с сестрой, встречаясь, поём их.
Уже четверть века, как мы покинули родной край. Приехав недавно в гости в родное село, мы увидели, что молодёжь не знает старых песен; свидетели прошлой тяжёлой жизни, эти песни отошли на задний план. Именно поэтому у меня появилось желание рассказать молодым об обычаях наших отцов, матерей и дедов, познакомить их с мелодиями родных песен. Тем более, что в последние годы у молодёжи снова пробудился интерес к песенному творчеству своего народа".

Вложения:
А.А. Кенина, Кай, 1973.jpg
А.А. Кенина, Кай, 1973.jpg [ 89.41 КБ | Просмотров: 1149 ]

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/