На круги своя…
(история церкви г. Кирса)
В 1750 году на берегу Большого Кирсинского пруда силами прихожан вознеслась ввысь на 25 метров деревянная церковь с каменным фундаментом, который для прочности еще укрепили крицами с железоделательного завода. На звоннице повесили два колокола. Освятили ее в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С годами церковь ветшала, и ее часто приходилось ремонтировать. Все работы производились силами прихожан. Кто не хотел участвовать в ремонте, должен был внести определенную плату в церковную казну. Поселок рос, и церковь, особенно в большие праздники, не вмещала всех желающих. Поэтому возникла необходимость строить новую, больших размеров, в кирпичном исполнении. Строительство начали в 1911 году по чертежам итальянских архитекторов. Стройка велась по-старинке – «народным методом», с привлечением всех трудоспособных прихожан Кирса. Кирпич делали сами на кирпичном заводе, который стоял некогда на берегу Нижнего пруда. Мешки с известью привозили на лошадях из Яра. Кроме кирсинцев на строительстве работали также жители других волостей. В основном это были татары, чуваши, мордва и даже узбеки. Некоторые из них обзавелись здесь семьями и остались навсегда. На строительной площадке стоял большой деревянный ящик для раствора. В нем замешивали глину, потом в раствор бросали сырые яйца, которые для этого богоугодного дела на добровольной основе собирались со всего поселка и близлежащих деревень. В 1915 году церковь, высотой 50 метров, выстроили. Её венчали 10 куполов (5 шатровых и 5 барабанных) с крестами. При освящении сохранили за ней прежнее название. Священнослужители переехали в новое здание, а старое, деревянное, осталось служить мирским целям. Материалом для крестов служила осина. К ней предъявлялись строгие требования: чтобы заготовка не имела ни одного сучка. Заготовленный материал долго – около двух лет – сушили на воздухе и в сушилке. Кресты обшивались медными листами. Каждую весну, к пасхе, их чистили сухим речным песком. Если поперечник креста начинал шевелиться, его немедленно меняли. Колокольня венчалась шпилем, на котором стоял самый большой крест. На звоннице висели семь колоколов. Главный из них – вестовой – весил 49 пудов. Звон его был глухой, но разносился очень далеко: в хорошую погоду его слышали даже в Песковке. Звонарь бил в вестовой колокол с частотой один удар в минуту. После Октябрьской революции на православную веру начались гонения. Служителей церкви стали репрессировать, а храмы, построенные руками народа, уничтожать. Только по Кировской области полностью или частично были разрушены 277 церквей. В том числе и старая деревянная церковь в Кирсе, которая служила клубом. Там размещались государственные службы: лесная биржа, отдел кадров железоделательного завода, библиотека; в большом зале смотрели кинофильмы, устраивали танцы, занималась самодеятельность. Разобрали церковь, сейчас на этом месте стоит районный центр «Досуг». С приходом к власти «отца всех народов» И. Сталина (имевшего, кстати, духовное образование) гонения на религию усилились. В 1936 году в Кирсе встал вопрос о клубе. Инициатором выступила местная комсомольская ячейка, насчитывающая в своих рядах около 30 членов (комсорг Л.Д. Шевеко). И принимается решение: с церкви убрать кресты, снять и отправить на переплавку колокола, на центральном шпиле установить звезду – символ Советской власти, а здание отдать под заводской клуб. О дальнейшей судьбе святых колоколов ходило разные легенды. Первая: их отправили на переплавку на Песковский завод, но туда они не доехали – их где-то «схоронили до лучших времен». Вторая: на барже по Вятке отправили в Нолинск, а по пути утопили. Кое-что из церковной утвари, часть икон удалось спасти, остальное было безжалостно сожжено в клубном саду. Разграбление церкви происходило сразу после 18 съезда ВКП(б), поэтому клуб назвали в его честь. Народная молва гласит, что снимал иконостас некий коммунист Рудаков. И одна из больших икон, падая, убила его. После этого трагического случая разные слухи поползли по Кирсу – мстит, мол, церковь за своё поругание. Тумбы на крыше церкви, где стояли кресты, ничем не прикрыли. И природа внесла свои изменения… Там выросли березки – символ России. Так и стояли они, в противовес звезде, до самого момента обратной передачи храма народу; некоторые из берез выросли до полутора метров. Началась реконструкция. В зале, где шла служба, сделали сцену. Позади неё оборудовали запасник для хранения декораций. На сцене, которая закрывалась занавесом из простых простыней, поставили рояль и фортепиано немецкого производства, конфискованные у управляющего заводом. В других помещениях оборудовали комнаты для хорового пения, занятий художественной самодеятельностью, духового оркестра, драмкружка, радиоузла и другие. Танцевальный зал граничил со зрительным. Если шел хороший фильм и народу было много (до 250 человек набиралось), стулья занимали часть танцевального зала; шли танцы – стулья сдвигались в зрительный зал. Сначала фильмы демонстрировались из кинопроекционного аппарата, стоящего в зале, потом построили для него кинобудку. В 1965 году завод приобрел кинопроекционные насадки, и кирсинцы смогли смотреть широкоформатные фильмы. Под куполом сделали второй этаж, где разместился спортзал и работали различные спортивные секции. В подвале находился штаб гражданской обороны и столовая с буфетом. Наступил 1990 год – время горбачевской перестройки, начало новой эпохи возрождения православных храмов. В кабинете председателя завкома «Кирскабеля» идет заседание трудового коллектива. Неожиданно в кабинет заходит человек в рясе, протоиерей Алексий (А.Г. Никулин), настоятель молельного дома по улице Широнина. Извинившись за вторжение, он всех пригласил спуститься в актовый зал заводоуправления, где «вас ждут ваши матери и отцы». Зал был переполнен и пожилыми людьми, и работниками завода. Перед ними выступает священнослужитель из Вятской епархии протоиерей Алексий (А. Сухих). Он рассказал аудитории о тяжелом былом времени, которое пережила православная религия, и нынешнем, когда все возвращается на круги своя. Цель его визита была – убедить заводчан вернуть Покровскую церковь ее хозяину, народу. Выступали также оставшиеся в живых свидетели строительства церкви, рассказали, как она строилась, на чьи деньги. Администрация завода оказалась не готова к такому вопросу. Если здание отдать – где разместить клуб? Один из руководителей задал А. Сухих вопрос: «Где вы были раньше? Не надо было отдавать церковь, и все». Ответ прозвучал достойный: «Мы были в лагерях, на Беломорканале, где нас даже не хоронили. Умерших бросали в жидкий бетон». И он назвал имена известных священнослужителей, которых таким изуверским способом «предали земле». После жарких дебатов поступило предложение провести опрос жителей г. Кирса о передаче церкви верующим. Отец Алексий попросил присутствующих распределить между собой улицы, дома и обойти всех жителей. Результаты опроса – более 70 % высказались за возвращение церкви. И ее вернули. 2 августа 1990 года протоиерей Алексий провел там первую службу. Опять началась реконструкция. Все, что было построено при советской власти, убрали. По старым, чудом сохранившимся фотографиям восстановили прежний вид снаружи и внутри. Многие из жителей пожертвовали церкви кое-что из церковной утвари, подарили иконы, несли деньги на восстановление. Автор этих строк и Юрий Аркадьевич Рудаков отдали колокол. История его такова… Однажды, году в 1975-1976, краеведу Е.Н. Осколкову стало известно, что из Кая в Омутнинск в машине среди металлолома везут на переплавку колокол весом два пуда. И Евгений Николаевич отправил меня, чтобы этот колокол выкупить. Его привезли в училище и поставили в кабинете директора. Сейчас колокол на звоннице.
М. Кудрук, г. Кирс. «Прикамская новь», 2002 год.
Вложения: |
Ремонт Покровской церкви.jpg [ 54.23 КБ | Просмотров: 5413 ]
|
покровский на ММ.jpg [ 144.1 КБ | Просмотров: 5413 ]
|
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|