Валерий Павлович писал(а):
А откуда Вы взяли информацию про бурлаков?
В каю были соляные амбары (склады)? Были. Значит по Каме поднимались баржи с солью, для дальнейшей перевозки зимой дальше. Баржи шли вверх по течению? Да. Естественно при помощи чего-то? Ну не под парусами же. Значит эти баржи, гружёные солью, тянули бурлаки? Да! И как выяснилось необычным способом, а при помощи завозных якорей, потому что берега Камы обрывистые и заросшие лесом. Где-то так... А информацию собирал по крупинкам, точные источники сложно сейчас назвать. Самое интересное, что санный путь в Кой-городок пролегал через Пушью, далее через Сретенскую пустошь практически в ненаселённой местности. Но только так можно было обогнуть многочисленные реки и ручьи. (по их верховьям).
Про завозные якори Вы правы, на Каме они широко применялись, а в остальном я с Вами не совсем соглашусь. В Каю были амбары, но основным товаром была не соль. Это можно увидеть уже по гербу Кайгорода. Рыбий клей на гербе или желатин - это и есть основной товар кайгородцев, а также рыба, потому что в Каю были курьи и сезонный массовый лов рыбы, хлеб, пушнина. Что касается соли, то соль по Каме перевозили в ладьях, которые после выгрузки соли тонули, они, как правило, были одноразовыми, тоже самое можно сказать и про транспорт, применяемый в Каю и на Волоснице, в основном это плоты, которыми сплавляли товары в период паводка и обратно они уже не возвращались. Ключевая ошибка в Ваших умозаключениях аналогична ошибке капитана Рычкова в 1761 году - дело в том, что с доисторических времен известно, что самый удобный путь основных торговцев на Верхнюю Каму лежит не по самой Каме, а вверх по течению Вятки и далее через кирсинский пруд, где с древности находился рукотворный канал - волок, по которому грузы и доставляли на Верхнюю Каму. Широко бурлацкая специализация в Каю мне неизвестна, думаю, что ее и не было, потому что Кама в этом месте пости горная река с очень быстрым течением и обрывистыми глиняными берегами. Мне однажды не посчатливилось сломать мотор и тащить на себе лодку против течения. Всего каких-то пять километров. Всю ночь. Это нереально сложно. На веслах не выгрести. Приходится раздеваться, заходить по нос в воду, и тащить лодку волоком за собой, периодически переправлясь с одного берега на другой, потому что обрывы у берегов и отмели чередуются. Когда я добрался до места, то от укусов кайской мошкары у меня температура держалась трое суток высоченная и был почти в состоянии агонии. То же самое ожидало бы и кайских бурлаков, поэтому думаю, что их и не существовало. Самые известные кайские специализации - это дощенники, так как кайцам исторически надлежало мостить реки на значительной территории Первого Сибирского тракта, ратники, так как кайцы участвовали во многих вооруженных конфликтах и сопровождали обозы, гончары, так как берега Камы в этом месте изобилуют пригодной для ремесла глиной, и естественно лесопромышленники, извозчики.