ЦЕРКВИ ВЕРХНЕКАМЬЯ На рубеже 14-15 веков, во время интенсивного освоения земель в бассейне рек Вятки и Камы, русские переселенцы, которые в ту давнюю пору были набожными людьми, принесли на новые места и свою религию – православную веру. Появились первые культовые постройки: часов-ни, монастыри. К древнейшей в Верхнекамье и даже во всей Вятской земле историки относят Екатерининскую пустынь, основанную в 1582 году священником Павлом и старцем Гурием во имя святой великомученицы Екатерины на том месте, где за два года до этого останавливался преподобный Трифон, шедший из владений Строгановых. По дороге в г. Хлынов через Кайгород, говорится в его жизнеописании, одолеваемый жаждой, Трифон испил здесь воды из родника, и она показалась ему «яко мед сладкою». В знак благодарности он сложил из валявшихся поблизости ветвей шалаш и освятил этот источник. Вскоре родник приобрел широкую известность, к нему за водой, считавшейся целебной, прибывали люди из разных мест. Позднее Павел и Гурий соорудили около шалаша маленькую деревянную церковь. Чтобы она могла существовать при отсутствии прихожан за счет аренды земли, предприимчивые старцы неоднократно ходили в Москву с челобитными о наделении пустыни земельными угодьями. И царь Федор Иоаннович в 1595 году повелел вятскому воеводе отдать ей обширные территории, простиравшиеся по реке Вятке. Обращались они по разным вопросам с челобитными к царям Борису Годунову в 1598-ом, Василию Шуйскому в 1606-ом и Михаилу Федоровичу в 1616-ом и добивались просимого. С годами монастырь получил название Верхневятский Преображенский и играл заметную роль в жизни вятского общества. Древним считался также Успенский монастырь в Кайгороде. Летописцы не называют его основателя, но легенды прошедших веков утверждают, что «когда Трифон шел в Вятскую землю, он не был принят кайгородцами, за что проклял Кайский край»: «Евселение его и поныне причины своей экономической несостоятельности приписывают этому проклятию», - писала газеты «Вятские губернские ведомости в № 7 за 1868 год. Примерно в то же время была основана пустынь «Живоначальная Троица», располагавшаяся ниже по Каме около 100 верст от Кайгорода на Сибирском тракте, преобразовавшаяся позднее в Плесский монастырь (ныне с. Монастырь Пермской области). В старинных документах она упоминается в 1639 году под названием Троицкая Варлаамова пустынь, в честь основателя Варлаама. И Сретенская пустынь, тоже находившаяся на древней дороге в сторону Кажима (у современной станции Октябрьская Гайно-Кайской железной дороги). Она располагалась на берегу речки Чуквы, впадающей в Сысолу. Основал ее старец Константин. В конце 16 века он расположился на отдых под рябиной и во сне услышал звон колоколов. Посчитав это предсказанием свыше, организовал здесь постройку церкви и обители. Как свидетельствуют старинные источники, «обитель являлась местом пристанища путников, следующих по пустынному и утомительному волоку». Ныне ни от Сретенской пустыни, ни от расположенных рядом деревень не осталось и следа. Хотя еще в позапрошлый век на том месте, так свидетельствуют очевидцы, были видны остатки строений. Там же, по правую сторону, нашел вечный покой и ее основатель Константин. Богато было Верхнекамье храмами. Церкви находились в селах Лойно, Пушье, Гидаево, Волоснице, Егорье, Кичаново, Ольково, в Великополье и др. местах. Все они имели разную конструкцию: от двухэтажных деревянных с конической крышей до одноэтажных в виде обыкновенной избы. В деревне Гущино, например, до 1750 года была деревянная церковь, срубленная по-черному, без дымовой трубы. Дым от очага, располагавшегося в трапезной, уходил в дыру, так называемую «продуху». Были в крае также часовни, которые стояли обычно на старой Сибирской дороге, служили местом отдыха путников и центром христианской религии для всех близлежащих деревень. Это часовни – в честь Покрова Пресвятой Богородицы; Чакушская – во имя святой мученицы Параскевы-Пятницы, куда, возможно, и совершался Крестный ход по погибшим; Кибановская – во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи и святого Симеона Столпника, возле которой происходил молебен на р. Порыш. На так называемой «Южаковской тропе», идущей от Кая по лесу до коми-пермяцкого села Юксеево, на ее середине еще до недавнего времени стояла часовня воина Симеона Верхотурского, построенная еще, как предполагал кирсинский краевед Е.Н. Осколков, во времена Ивана Грозного, то есть являлась одной из древнейших. Она являлась местом разбивки лагеря бойцов ОССВЭКа, шедших в феврале 1919 года в свой первый рейд в тыл колчаковцев во время гражданской войны. Древняя часовня была также в селе Екатеринино, несколько часовен в Кирсе. В самом Кайгороде было несколько храмов. В первой половине 18 столетия – это уже упоминавшийся успенский монастырь и Преображенская церковь. В марте 1764 г. Вятской епархии дано указание выявить пять лучших монастырей, остальные упразднить.. В число неперспективных попал и Успенский монастырь. В 1766 г. построена новая Николаевская церковь вместо старой обветшалой. Потом с интервалом через год появились трехпрестольная Воскресенская и Флоро-Лавровская церкви. Эти культовые строения все были деревенские и часто страдали от пожаров. 3 апреля 1735 г. сгорели сразу две церкви: Спасская и придельная тёплая Ильинская. Утварь церковную перенесли во Флоровскую церковь. В 1830 г. сгорел упраздненный Успенский монастырь, а в 1843-ем – упраздненная Николаевская церковь вместе с колокольней. На этом месте потом построили часовню. В 1854г. в Кайгороде появилась вместе деревянной каменная Воскресенская церковь. Там было три престола: теплый правый – в честь Николая Чудотворца, левый – мучеников Флора и Лавра, в холодном храме – Воскресения Господня. Начало упадка монастырей и церквей на нашей земле началось с упразднением Сибирского тракта. Движение торговых людей и путников по нему стало уменьшаться, а в первой половине 18 столетия почти прекратилось, переместившись в южные уезды. Первыми это почувствовали монастыри и пустыни, черпавшие основной доход не от прихожан из ближних деревень, а от путников, останавливающихся там на отдых и посещавших службы. Так и не окрепшую Сретенскую пустынь вскоре присоединили к Кайскому Успенкому монастырю. Эти обе обители имели 4 церкви и 2 колокольни, все строения деревянные. Потом их отнесли к Плесскому монастырю. По этой же причине стал приходить в упадок и Верхневятский монастырь, где было несколько церквей. В 1725 году его присоединили к Слободскому Богоявленскому монастырю, в 1764-ом указом императрицы Екатерины II преобразован в обычную приходскую церковь. Его судьба изменилась, когда на монастырских землях один за другим появились чугунолитейные и железоделательные заводы. За счет прихожан Кирсинского завода и аренды земли другим заводам Верхневятский монастырь стал опять развиваться. «Любознательность» монахов, которые первыми стали здесь добывать руду и делать кричное железо, не пропала даром. Со временем три старые деревянные церкви (Преображенская, Димитриевская и Екатерининская) Верхневятского монастыря уже не вмещали в большие православные праздники всех прихожан. О том, что село Екатерининское в конце 18 века было крупным и имело какое-то значение, напоминает карта Вятского наместничества, изданная в 1796 году, где села Екатерининское, Пушейское, Волосницкое, Лоенское обозначены довольно крупно. Кайгород, потерявший к тому времени былое значение, не отмечен на карте вовсе. В 1805 году священник Иоанн Шибанов подал прошение Вятскому архиерею Серафиму на строительство единого каменного храма. И храмозданную грамоту получил. Новая каменная церковь Преображения Господня с приделом великомученицы Екатерины в селе Екатерининском строилась за счет пожертвований прихожан 20 лет. Ее освятили в 1825 году.
С момента основания Г. Вяземским Кирсинского завода небольшой поселок Кирс быстро расширялся. Жители его ходили молиться в Екатеринино, где стояли три деревянные церкви, благо расстояние между селениями было не такое большое. Но со временем появилась необходимость иметь свою церковь. И в 1750 году на берегу Большого кирсинского пруда силами прихожан вознеслась ввысь на 25 метров деревянная церковь с каменным фундаментом, который для прочности укрепили крицами с железоделательного завода. Освятили церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. С годами церковь ветшала, ее часто приходилось ремонтировать. Кто из прихожан не хотел участвовать в этих работах, вносил определенную плату в церковную казну. С расширением Кирсинского завода жителей в поселке становилось все больше, поэтому и в Кирсе возникла острая необходимость новой церкви, больших размеров и в кирпичном исполнении. Строительство началось в 1894 году за счет средств прихожан. В 1911 году здание было уже возведено под купола. За роспись иконостасов и настенных икон взялись художники, в числе их был и А.М. Васнецов. На звоннице находилось пять куполов, главный из них – владычный – весил 49 пудов. Его глухой звон разносился очень далеко: в хорошую тихую погоду слышен был даже в Песковке и Лойно. Освещение новой церкви – десятиглавой красавицы – состоялось 1(14) октября 1915 года в Покров день. К великому сожалению, из всех названных памятников старины, зодчества сохранился в настоящее время только Кирсинский храм. Возможно, сохранился только благодаря тому, что ему нашли применение… Одних разрушило время, других люди. Самая большая потеря произошла после установления Советской власти «Кто не с нами – тот против нас!» – таков был лозунг новых правителей; кто не поддерживал новую идеологию, попадал под «сокращение». В первую очередь это случилось с православной церковью и священнослужителями. В 1932 году исполком Омутнинского райсовета, куда административно входили некоторые населённые пункты района, принимает решение (официально, оно основывалось на соответствующих ходатайствах сельского Совета) древнейший Верхневятский монастырь и Преображенскую церковь в с. Екатеринино сломать. Народная молва донесла до нас, что во время поломки (а точнее, разграбления, т.к. все ценности при этом конфисковывались) тяжелым иконостасом убило Александра Бакина, кирсинского активиста, одного из тех, кто поднял руку на святыню. Судачили люди: «Говорили ему родные: «Не ходи, Санко, церковь ломать. Страшный грех это. Накажет тебя Господь!» А он в ответ: «Посмотрим, накажет или нет. Коли приду живой-невредимый, значит, нет Бога!» – и с топором пошел иконы рубать. А.И. Бакина, как погибшего «за правое дело», похоронили торжественно рядом с Покровской церковью у братской могилы участников гражданской войны. В 1934 году подобное же решение принимается и в отношении Покровской церкви, но группа верующих ездила в Москву «с челобитной», и закрытие отложили. Оказалось – временно. На основании того, что в церкви вовремя не был сделан ремонт, поселковый совет от 11 июля 1935 года вынес решение о её закрытии. Но верующие опять встали на защиту своего храма и сумели его отстоять. 23 декабря 1936 года состоялось очередное заседание Кирсинского поссовета, где в числе других вопросов рассматривались протоколы рабочих собраний железоделательного завода о работе церкви. Поссовет решил Покровский храм все же закрыть и просить Омутнинский райисполком о передаче его заводу. Соответствующее разрешение поссовет получил, и церковь, тоже предварительно обобрав, стали переоборудовать под клуб, который назвали в честь проходившего в то время 18 партсъезда ВКП(б). Кресты спилили, колокола сбросили и отправили на переплавку (есть легенда, что владычный колокол – особая гордость храма – так и не попал на Песковский завод), все ценные вещи (позолоченные рамы икон, кресты и т.д.) ночью загрузили в вагон и увезли. Остальное сожгли в саду.. В 1936-37 годах были разграблены и сломаны также каменные храмы в Лойно, Николаевская церковь, и в Кае, Воскресенская, и деревянные в других селах. В Кайской церкви в последние годы своего существования располагались кузница и школьная мастерская. Одни церкви ломали потому, что они, мол, не вписывались в архитектуру сел, другие из-за срочной надобности в кирпичах. Но на самом деле причина была в другом… Во время массовых репрессий православная церковь открыто осудила действия властей и встала на защиту народа. За что и пострадала. В 1990 году Покровскую церковь вернули верующим. 1 августа там состоялась первая служба. От остальных храмов остались только воспоминания. Не уберегли, несмотря на их историческую ценность. Например, в том же с. Екатеринино, чтобы сохранить от разрушения построенную еще старцами Павлом и Гурием маленькую церквушку и шалаш Трифона, над ними воздвигли деревянную часовню, сделанную только при помощи топора. Она простояла века, верой и правдой служила бывшему колхозу «Север» складом. В конце 60-х годов ее тоже сломали. Зачем? Кому она помешала? В настоящее время на территории Верхнекамья действуют две церкви: Покровская в Кирсе и Николаевская в Рудничном. Ныне существующая власть уже по-иному относится к православной вере. И с каждым годом ряды прихожан пополняются. Особенно это заметно в большие церковные праздники: храмы с трудом вмещают всех желающих. Все возвращается на круги своя…
_________________ Кто владеет информацией - тот владеет миром
|