Текущее время: 28 мар 2024, 22:55

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 870 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 87  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 02 май 2011, 22:35 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2011, 16:48
Сообщения: 1543
ХиНа писал(а):
Чудь
Исследователь П.М. Сорокин в труде «Чудь Кайского края» (17 июля 1895 г.) об этом пишет: «…у позднейших поселенцев чудских местностей обнаруживается такой мотив поминок: «Чудь жила до нас, место расчищала, как не помянуть!.. Опять же, – прибавляют крестьяне, – помянешь, так спокойнее для скота, а то теряться будет…»

Вглядываясь в лица гидаевцев, вслушиваясь в их речи, в их предания и сказки, вникая во весь склад их домашней жизни, я невольно приобретал убеждения, что передо мной не обрусевшие пермяки, не потомки новгородцев-завоевателей, а потомки когда-то сильной и великой чуди, сохранившей некоторые свои племенные черты в этой стране угоров и сплошных лесов, но совершенно утратившей свой язык».


Действительно БЛАГОДАРНОСТЬ ! Немалый труд !!!
и свидетельства о переписывании истории историками христианского государства со столицей в Москве.
Это очень древний путь. Через Кай. В Каю был торжок (рынок). Он был если не ровня, то лучше нижегородского. Северная ветка шелкового Пути из Китая. Тут были хорошо заселенные земли с налаженными торговыми и промышленными связями по всему миру. Христиане начали заселят земли уничтожая тех, кто тут жил. Обычная религиозная война. И за это "язычники" мстили, наводя разорение в отместку. Села были перемешаны по родам и племенам. Это и сейчас так. Русские, немецкие, марийские деревни и т.д.
Хорошо видно кто руководил работами и на каком основании - дьяки и подьячие. Все было приписано к церквям. и учет шел по крещеным, которые не сопротивлялись. Оттого, так мало народу якобы проживало.
Вопрос:) кто такие булгары ? :) И можно ли утратить свой язык народу ?

Угоры это не склоны, (я так думаю), хотя по фонетике звучат практически одинаково. Это угры. которых потом умники от науки слепили с финами. Они имеют азиатскую раскосость глаз, низкий рост и свой язык. Генетика знает угров, русских, ариев, китайцев, но не нашла фино-угров, равно как и индоевропейцев и т.п. термины. Придуманные для заморачивания. Что бы смешать народы, земли, времена и тем запутать.

_________________
Боги и Предки наши, научили нас скот пасти и снопы вязать, оттого шли мы по Жизни, и не были нахлебниками. Богов и Предков наших славя, от сего мы суть Славяне
Мудростью Велеса и Силой Родов ведомые
Мой Бог меня рабом не называл


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 03 май 2011, 13:12 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 09 июл 2010, 18:47
Сообщения: 10064
Ну, с индоевропейцами ясно,этот термин стали употреблять после разгрома фашистской Германии, что бы не употреблять термин-арийцы. А финно-угры почему? Это ведь разные ветви- финны и угры. Что их объединяло? Язык? Территория? генетически они были близки? И кто тогда жил на нашей территории_ финны или угры? Внешне,по-моему ,они совершенно разные. Значит ли это что нашу землю заселяли угры? Не к ним ли были ближе коми и пермяки?


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 03 май 2011, 18:54 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Период упадка

Единственный путь с 16 и до первой половины 18 века в Сибирь шел через Вологду, Великий Устюг, Кай и Верхотурье. Казанское, вятское, нижегородское купечество и другие, согласно царского Указа от 24 января 1739 года, обязаны были ездить именно этой дорогой. В Кайгороде находились складские помещения, где производился осмотр провозимых товаров и взималась с них пошлина. Кроме соляных, здесь были еще склады железа с уральских и сибирских заводов.
Благодаря выгодному месторасположению на торговом пути и водоразделе трех рек – Вятке, Каме и Сысоле, Кайгород, несмотря на многочисленные набеги иноземцев и разбойников, развивался и богател. В 17 – первой половине 18 веков здесь проживало много посадских людей и купцов. Была своя ратуша, и жил воевода. По переписи 1723 года в Кайгороде числилось 338 посадских людей. По четвертой ревизии, проводившейся в Вятской губернии в 1782 году, в Кайгороде насчитывалось 750 человек, из них 375 душ мужского пола, в том числе 357 мещан и 14 купцов. Уезд подразделялся на четыре вотчины: Лекомскую, Сырьяновскую, Вобловицкую, Пантиловскую. По шестой ревизии 1795 г. Кайский край стал подразделяться на Волокитинскую и Лойнскую волости.
Но устройством нового так называемого Большого Сибирского тракта, проходившего южнее – от Кунгура на Казань и Малмыж, кайский путь постепенно опустел. Им в основном пользовались только в зимнее время. В Кайгороде упраздняется воеводская канцелярия, и он теряет свое прежнее значение как административный и торговый центр.
По Указу Сената от 31 декабря 1796 года Вятское наместничество упразднили и образовали Вятскую губернию с центром в г. Вятке. Губерния состояла уже из 10 уездов. А Малмыж, Кайгород и Царевосанчурск превратились в заштатные города, и их территории вошли в соседние уезды. Но в 1817 году Малмыжский уезд восстановили; этим он был обязан Сибирскому тракту, проходившему теперь по его земле.
В 1802 году территория Кайгородского уезда отходит частью к Слободскому, частью – к Глазовскому уездам. Кайгород исключается из числа городских поселений, становится заштатным, а затем 11 января 1854 года переименовывается в село. Жители из мещан превращаются в крестьян.
Главное занятие населения Кая было уже не торговля, приносившая хорошие прибыли, а земледелие, побочное – гончарное, кузнечное дело и другое, сплав леса по Каме. Для принуждения селян к хлебопашеству и заводским делам, а также для сыска воров и разбойников, здесь учредили Комиссарство. В 1873 году в Кае проживали 761 человек, дворов было 102.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 03 май 2011, 19:00 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
БУНТАРНЫЙ ВЕК

За свою многовековую историю в Кайском крае не раз были восстания и бунты. Вот некоторые известия о самых крупных из них.
1673 г. Два года спустя после крестьянского восстания под предводительством Степана Разина вспыхнул бунт и в Кайгороде. Непосредственным поводом к нему послужил денежный сбор, которым обложил кайгородцев воевода Г.Х. Волков. Отказавшись платить налог, посадские люди восстали, изгнали из города воеводу, приставов, старост и захватили власть в свои руки. Несколько месяцев они жили самостоятельно, пока из Москвы не прибыли стрельцы под командованием головы Леонтия Ермилова, которые жестоко расправились с бунтовщиками. Несколько человек было повешено, многих избили до полусмерти и бросили в тюрьму. Как это происходило, можно узнать из челобитной воеводы Гаврилы Хрисанфовича царю Алексею Михайловичу.
«…и по твоему государеву указу сбирал, а на ослушниках правил твои государевы доходы. А кайгородцы Аничка Ташкинов, Митка Беркутов, Алешка Ершов, Федка Пушкарь с товарищами, прибрав себе многих воров, в твоих государевых денежных доходах мне отказали и тебе, великому государю, не послали и на меня, холопа твоего, приходили в город бунтом, многолюдством, скопом и заговором, и хотели убить, и твоих государевых денежных доходов не дали и от воеводства мне отказали, ни в чем не слушали, приставов и целовальников с города свели. И я, холоп твой, о том воровском бунте писал к тебе, великому государю, в Москву, и по твоему государеву милостивому указу посылан в Кайгородок голова московских стрельцов Леонтий Ермилов, а с ним 100 человек стрельцов…»
Бунт был подавлен в крови. «… многих воров пытал, бил кнутьем и вешал; а которые довелись сыски, посадил в тюрьму до твоего государева указу, а твои государевы доходы на них доправил».
Зачинщики восстания Аничка (Аникий) Ташкинов и Митка (Митрофан) Беркутов от стрельцов ушли. Но в следующем 1674 году, во время правления нового воеводы Тихона Бестужева они были «пойманы и в тюрьму посажены». И Гаврило Волков просит: «Милостивый государь царь и великий князь Алексий Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пожалуй меня, холопа твоего, вели ему вору Аничке и Митке и тем, которые посажены в тюрьму, по сыску и приговору у сыщика Леонтия Ермилова, свой государев указ учинить, чтобы иным ворам впредь не повадно было воровать и бунты заводить и атаманить…»
Начало 18 столетия. Война со шведами незамедлительно отразилась большими поборами по всей Руси, в том числе и Кайгороде. Будучи уездным центром, он был наводнен чиновниками и приказными людьми, порой злоупотреблявшими властью и обиравшими население. Непосильные налоги и притеснение вызывали недовольство народа. И летом 1709 года опять вспыхнул мятеж…
Восстание начали посадские люди. Вскоре к ним присоединились крестьяне из пригородных деревень, так что общее количество восставших было значительным. Беднота стремилась свергнуть воеводу, освободить из тюрьмы несправедливо осужденных колодников и расправиться с «лучшими людьми», т.е. купцами, старостами, целовальниками и т.д. Воевода И.С. Радилов своими силами справиться не мог и решил просить помощи у хлыновского воеводы. Он срочно отправил в Хлынов служилого дворянина Михайло Карамзина и подъячего В. Леонтьева с рассыльными. Но по дороге у Лосевского погоста Кайгородского уезда их догнали бунтовщики, вооруженные луками и стрелами. Вместе с лосевскими крестьянами они напали на посыльных. Одному Карамзину удалось ускакать от них, остальные же были перебиты.
28 июля 1709 года он явился к хлыновскому воеводе полковнику Василию Григорову и сообщил об этих событиях. Стал немедленно формироваться отряд для подавления бунта. Для усиления его Григоров запросил помощи у Москвы. Царь придал серьезное значение Кайгородскому восстанию и срочно отправил на Вятку стольника И.Я. Якушкина с широкими полномочиями. К его приезду Григоров приготовил хорошо вооруженный отряд из сотни солдат. Кайгородцы не смогли оказать большого сопротивления, и в 1710 году восстание было жестоко подавлено. Многие повстанцы брошены в тюрьму, наиболее активные из них преданы смертной казни.
Середина 18 столетия. Введение новых податей в аграрном секторе и повинностей на заводские и строительные работы отразилось крупными крестьянскими волнениями. Стремительное развитие промышленности, в нашем крае – металлургии, легло непосильным бременем на крестьян. Многие из них от барщины и заводской повинности бежали в леса. Кайгород, удаленный от ближайших городов на сотни верст, лихорадило от крестьянских волнений и набегов разбойников.
В 1776 году в окрестностях омутнинского завода и в Зюздинской волости (южная часть Кайского края) собралось более 30 человек – разбойников – с дерзкими намерениями напасть на Кайгород. Они совершили уже много преступлений: грабили деревни и убивали крестьян, пока специальный отряд их не разогнал.
1852 год. Осенью в Трушниковской волости начались волнения. В течение нескольких лет здесь случались споры из-за лугов по берегам Камы. На сей раз возник конфликт между кайским мещанином Иваном Гудниным, арендатором сенокосов, и крестьянами Пушейского и Нелысов-ского сельских обществ, искони считавшими эту землю своей. Иван обратился за помощью к ста-новому приставу. Тот 2 октября приехал и потребовал вернуть скошенную траву со спорной земли арендатору, но крестьяне отказались выполнить требование. Не подчинились они и решению отделения Слободского земского суда, вставшего на защиту мещанина. А когда Гуднин с подводами приехал за сеном, крестьяне взялись за колья, прогнали пришедшие за сеном подводы, арендатора изрядно побили и заставили дать расписку об отказе от покосов и арендной платы (оброка).
Судейские чиновники послали рапорт губернатору Семенову о неповиновении крестьян. Для разбирательства и принятия мер тот направляет на место М.Е. Салтыкова (Салтыков-Щедрин, русский писатель, ссыльный, служил в канцелярии губернатора). Его сопровождают лесной ревизор А.П. Соломка, ведающий отводом земель, и жандармский офицер И.А. Дувинг.
Несмотря на недельное пребывание в Трушниковской волости и Кайгороде, их визит не принес ощутимого успеха. Истощив все доводы примирения и исполнения решения суда, Салтыков и его коллеги решили просить губернатора о военной помощи.
Через два дня, 17 ноября, Семенов направил в Кай еще чиновника – управляющего вятской палатой государственных имуществ В.Е. Круковского. Он на сходе пригрозил бунтующим крестьянам (собралось более двухсот человек), что «об отвращении их нужды в земле будут приняты меры». Крестьяне успокоились. Потом зачинщики, как это обычно бывает, понесли наказание по суду.
1906 г. Революционные настроения в народе стремительно набирали обороты. По Вятке прокатилась волна забастовок и погромов. Кайгородцы, вконец замученные непосильными налогами, имеющие недоимки, слышали, естественно, о бушующих в стране политических страстях. А с появлением в селе новых людей, иными глазами смотревших на царя и его представителей, на подати и указы, свободомыслие крестьян усилилось. Это были и ссылаемые в этот глухой уголок политически неблагонадежные лица и приезжие интеллигенты. В народе появились слухи, что не следует платить подати и подчиняться указам. «Вольнодумцев» объединил студент Московского университета Владимир Аристархович Соколов, направленный врачом в Кайскую больницу. Он давал молодежи читать запрещенные властями книги, приходившие к нему вместе с медикаментами по почте, устраивал чтения у себя на квартире, объяснял ситуацию в стране и губернии.
Так Соколов организовал из наиболее активных крестьян кружок, который взялся за подготовку восстания. Члены кружка решили первым делом разоружить полицию и взять власть в свои руки. На квартиры к полицейским послали анонимные письма с угрозами физической расправы.
18 августа в селе справлялся религиозный праздник Фрола и Лавра, из деревень в Кай прибыло много народу. Уездные власти, видимо, узнали, что здесь возможны беспорядки и прислали на усиление урядника и двух стражников еще трех стражников.
Когда полицейские совершали обход по селу для наблюдения за порядком, из толпы по-слышались крики: «Кровопийцы, дармоеды, собаки!» Но дальше оскорблений дело не доходило. При вторичном обходе одного из полицейских, отставшего от других, толпа человек в 20 окружила и хотела побить. Однако он засвистел и стал обороняться железной тростью. Подоспевшие на помощь стражники разогнали толпу, но успокоить ее уже не смогли.
Вечером крестьяне человек в 70-80 ходили по селу и пели революционные песни. На требование урядника прекратить беспорядки, отвечали, что улица принадлежит им и они с нее не уйдут. Тогда стражники стали стрелять из револьверов в воздух и обнажили шашки. Одному из крестьян они нанесли ранение в руку.
В ответ селяне потребовали у старосты села И. Покидкина созвать сход на следующий день. 19 августа на сходе в волостном управлении Соколов встал на стол и зачитал Выборгское воззвание бывших членов Государственной Думы (8 июля 1906 года 1 Госдума была распущена. В ответ на это группа депутатов подписала знаменитое Выборгское воззвание, призывавшее народ к неповиновению) и призвал присутствующих не платить податей и не давать правительству рекрутов. Затем предложил обсудить действие полицейских. Сход решил обезоружить их и выгнать из села.
Так крестьяне и сделали… Отобрали оружие, сорвали знаки отличия и заставили уехать из села. 22 августа состоялся еще сход, на который собрались крестьяне из ближайших деревень. Говорили о необходимости создать вооруженную дружину, чтобы дать отпор карателям. Они договорились, что в случае нападения зажгут костры на Кашиной горе и ударят в церковный колокол. По этому сигналу все должны собраться для обороны.
Руководитель восстания Соколов 24 августа уехал из Кая. А 28 августа в Кай прибыли конные полицейские из уездного города. Они избивали плетьми не только участников восстания, но и всех, кто попадался им на пути. Даже хватали пахарей на пашне и гнали плётками до самого села.
Полицейские узнали о плане обороны и зажгли костры на площади, а тех, кто приходил, хватали. Расправа была жесткой. 28 человек – организаторов Кайской республики арестовали и отправили под конвоем в Вятку. Пока они сидели в тюрьме под следствием, вятские социал-демократы приветствовали их, все это время оказывали посильную помощь. Даже позаботились о том, чтобы на суде им был предоставлен опытный адвокат. Через год участники восстания были освобождены.
Организатора В.А. Соколова арестовали по этому делу лишь в 1913 году. Прокурор на суде требовал для него 15 лет каторги, но осужденный получил 6 месяцев тюрьмы и был выпущен под залог в 100 рублей на свободу.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 04 май 2011, 17:30 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2011, 16:48
Сообщения: 1543
елена писал(а):
Ну, с индоевропейцами ясно,этот термин стали употреблять после разгрома фашистской Германии, что бы не употреблять термин-арийцы. А финно-угры почему? Это ведь разные ветви- финны и угры. Что их объединяло? Язык? Территория? генетически они были близки? И кто тогда жил на нашей территории_ финны или угры? Внешне,по-моему ,они совершенно разные. Значит ли это что нашу землю заселяли угры? Не к ним ли были ближе коми и пермяки?



Возможно, но этот термин зазвучал с 70 годов. Раскопки (мумии) в Китае и т.д. где начали уже напрямую подменять факты и события. После ВОВ появилось слово итальянское слово фашизм (фашио-пучек, обьединение. Фашина-укрепление из прутьев, против пуль при создании окопов, и прочих заград сооружений. Пересыпались песком). Сочетание национал-социализм тоже стыдливо замолчали. Германцы никогда не были фашистами. Они были и остаются НСПГ (национал-социалистическая партия германии).
Индоевропеец, это как житель планеты земля, за исключением ихтиандров.
Нынешние деятели от науки так и пишут: фино-угорские племена. Был в Аркаиме, и не только там это написано. Генетически сложно судить. Обследовано только 0,3 % от населения России. К примеру США около 10 %. На нашей земли жили все. Причем мирно. Без религиозного уничтожения. Делили только участки и межи. Народ кочевал, оседал, и т.д. Называли по отцу, или основателю рода. Как у русских 3 основных гаплогруппы. Например: P1na - или как еще называют наши - Родина :) Но её имеют и иранцы, и ирак, и др.народы. Угры точно имели миндалевидные глаза, низкий рост, черные волосы. Ну а кто там был ближе, как теперь узнаешь, и какой смысл ? Буряты тоже угорские племена, чукчи и т.д., они также кочевали и перемешивались. Главное это мировоззрение и отношение к Жизни. Хотя я сам за чистоту крови. Как показывает статистика и исследования рассовые смешения больше дают негатива. Пушкин был правнук негра, Ганибала. Гений , однако :)
Угры точно с Аркаима, (страны городов) по Караганке поднимались до нас, торгуя бронзой.
Недаром англичане говорят что у них каждый третий потомок Чинзизов :) И у них там винигрет: пиктов вырезали бритты, бритоов изрядно почикали англы, и те и те воевали по религиозным принципам с поморами и галлами. + иреландцы (Ирий - это то что христиане называют рай, а у нас это небо где живут Боги и Предки. Откуда светят звезды и мигают нам указывая Путь. Оттуда и выражение - путеводная звезда.)
На будем забывать что в Японии доживают своё алеуты - одна с нами гаплогруппа. Которые обильно жили и на дальнем востоке.

_________________
Боги и Предки наши, научили нас скот пасти и снопы вязать, оттого шли мы по Жизни, и не были нахлебниками. Богов и Предков наших славя, от сего мы суть Славяне
Мудростью Велеса и Силой Родов ведомые
Мой Бог меня рабом не называл


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 04 май 2011, 17:42 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2011, 16:48
Сообщения: 1543
ХиНа писал(а):
Период упадка

Единственный путь с 16 и до первой половины 18 века в Сибирь шел через Вологду, Великий Устюг, Кай и Верхотурье. Казанское, вятское, нижегородское купечество и другие, согласно царского Указа от 24 января 1739 года, обязаны были ездить именно этой дорогой. В Кайгороде находились складские помещения, где производился осмотр провозимых товаров и взималась с них пошлина. Кроме соляных, здесь были еще склады железа с уральских и сибирских заводов.


А до 16 века ? кто его, этот путь построил ? и кто по нем раньше ходил и откуда в куда ? Темные тупые язычники ?
Замете, что все описания начинаются с прихода христиан. А до этого видимо даже трава не росла. :) Вот вам и история русского народа :( так же два пи....сателя Кирилл и Мефодий (сравните их разницу в годах) уничтожили по заданию масона Петра, который первый нашу азбуку, заменив её куцим алфавитом. Петр злобно ненавидел все русское. Бездумный реформатор, сгубивший десятки тысяч людей по его прихотям. А нынешний глава РПЦ назвал славян людьми второго сорта. За что спрашивается тогда наши деды погибли в ВОВ ?

_________________
Боги и Предки наши, научили нас скот пасти и снопы вязать, оттого шли мы по Жизни, и не были нахлебниками. Богов и Предков наших славя, от сего мы суть Славяне
Мудростью Велеса и Силой Родов ведомые
Мой Бог меня рабом не называл


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 04 май 2011, 17:51 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Федоров писал(а):
А до 16 века ? кто его, этот путь построил ?.. Вот вам и история русского народа :( так же два пи....сателя Кирилл и Мефодий (сравните их разницу в годах) уничтожили по заданию масона Петра, который первый нашу азбуку, заменив её куцим алфавитом. Петр злобно ненавидел все русское... За что спрашивается тогда наши деды погибли в ВОВ ?

Вот не лень вам всё в одну кучу сваливать? Я же русским языком объяснила: летопись - неполная, её начали составлять энтузиасты из нашего района на основе имеющихся документов. Если документов за какой-то период нет - они что, от себя должны были досочинять? Можете считать эту Летопись не историей Кайского района, а историей документов - суть-то не меняется: людям и это интересно.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 04 май 2011, 19:44 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 22 ноя 2009, 09:25
Сообщения: 21272
Откуда: п. Рудничный
Промышленность

Большое значение для развития Кайского края, как и всей России, имели экономические преобразования, проводимые Петром 1 и его преемниками. Главная задача – всемерное развитие отечественной промышленности – была решена в относительно короткие сроки. В течение лишь нескольких десятилетий в стране появились сотни предприятий, в том числе пять в Кайгородском уезде: Кирсинский, Песковский, Омутнинский, Залазнинский и Пудемский заводы. Но первые робкие попытки освоить у нас железоделательное производство начались значительно раньше петровских реформ.
Наш край издавна славился не только удобными водными и сухопутными путями, необъятными лесными просторами и пушным зверем. Знали люди и о наличии здесь огнеупорной глины, золота и богатых залежах железной руды. Последнее обстоятельство сыграло главную роль в экономическом развитии всего нашего края.
После основания Верхневятского монастыря монахи узнали, что приобретенная ими земля по берегам Вятки не простая – железорудная. И этот факт грех было не использовать. Тем более, что вновь образованная пустынь при отсутствии прихожан крайне нуждалась в доходах. Настоятель Павел благословил будущее производство, и вскоре на берегу Вятки появился дым над земляными домницами и нагревательными горнами, а из кузниц послышался звон металла. Там молотобойцы выколачивали из огнедышащих криц остатки газов и шлака, а мастеровые из кричного железа изготовляли разный необходимый в быту товар. Вскоре на ярмарках и торжках близлежащих городков и сел появилось верхнекамское железо.
На Руси хорошее железо всегда было в цене. Из него и лемех, и меч, и крест выковать можно. Монастырь за счет выгодного производства добрел и расширялся. Так прошло несколько лет. Слава о монахах с верховьев Вятки, торгующих железом, облетела всю округу. Не всем это, видимо, было по нраву…
Грозные тучи над монастырем нависли, когда после Ивана Грозного на престол вступил его сын Федор, а власть в стране фактически взял Борис Годунов, шурин царя. Опустевшую царскую казну после Ливонской войны он решил пополнить за счет церкви. Годунов создал комиссию по изъятию монастырских земель, в первую очередь, тех, которые использовались незаконно. Подобная участь могла ожидать и Верхневятский монастырь. А тут еще в один из московских приказов, который ведал монастырским имуществом, поступила жалоба от вятских купцов. Так, мол, и так, писали они, монахи вместо того чтобы в кельях искать спасения души, занимаются торговлей, наживают деньгу. Во избежание худших последствий – изъятия земель – архиерей Вятской епархии запретил всякое производство при монастыре, требующего выхода за его стены. И тогда по указу настоятеля мастеровые разрушили домницы, горны и все строения. Приехавшая комиссия не нашла при монастыре никакого производства.
Прошло сто лет. Слава о верхнекамских залежах железной руды не давала покоя предприимчивым людям. И в 1689 году хлыновский купец Аверкий Трапицин построил железоделательный завод на берегу речки Чудовой, одного из притоков Вятки, близ села Екатеринино. Это было старейшее металлургическое предприятие по производству чугуна и железа во всем Вятском крае. Трапицин был достаточно известный человек. В Хлынове он владел крупным винокуренным заводом мануфактурного типа, основанным одним из первых в Вятской губернии (упоминается в документах 1658 года).
Монахи чинить ему препятствия не стали, рассудили здраво: если самим нельзя, пусть другие займутся производством; а коли дело пойдет, и нам от прибыли кое-что останется. Передали под строения и плотину землю, но с уговором, мол, мы про твой заводишко не ведаем, не знаем, если что – ответ будешь держать сам.
Купец поставил на заводе доменную печь для выплавки чугуна и горны для перековки его в товарное железо. Для производства использовалась болотная руда, небогатые залежи которой располагались рядом (болото с названием «Рудное» около бывшего аэропорта у Кирса до сих пор сохранило свое название). Однако хорошее, качественное железо там по каким-то причинам (возможно, из-за руды) не получалось. И хозяин вымещал зло на работных людях. Через пять лет подневольные работники подняли бунт и сожгли завод.
Третья попытка освоить здешние железорудные богатства произошла в 1729 году. На берегу р. Кирс недалеко от впадения ее в Вятку хлыновский купец Григорий Вяземский основал чугунолитейное производство. Земля для завода была отведена из дач Верхневятского монастыря, Красноглинской (позднее переименованной в Пермскую), Волосницкой и Лойнской волостей. Завод находился от рудников на расстоянии 50-70 верст, имел одну доменную печь и 5 молотов, из них 4 действующих и один запасной, вырабатывал до 23 тысяч пудов чугуна в год. Но вследствие недостатка руды и водной энергии он мог работать лишь 8 месяцев в году. Во время 3-й ревизии (1762 г.) на заводе числилось 48 рабочих.
Затем Кирсинский завод был куплен устюжским предпринимателем купцом 1 гильдии Иваном Курочкиным и переведен на железоделательное производство. Для выработки же чугуна он в 1772 году основал на реке Песковке, впадающей в Вятку, чугунолитейный завод с одной доменной печью и двумя молотами. Двум заводам принадлежали свыше 80 рудников и обширные лесные угодья вокруг.
В 1776 году на Песковском заводе работало 35 мастеровых работных людей и крепостных крестьян. Сохранилось предание, что еще до основания здесь железоделательного производства в этих местах производилась добыча руды шайкой разбойников (возможно, для Аверкия Трапицына).
Пудемский чугунолитейный завод на реке Пудемке, впадающей в Чепцу, в 1759 году был построен казанскими купцами П. Келаревым и А. Ляпиным. Он имел одну доменную печь и два действующих молота. Руда добывалась из 38 рудников. На первых порах он использовал лесные угодья Еловской волости и Верхневятского монастыря. Чугуна выплавлялось до 8 тысяч пудов в год. Через несколько лет владельцы завода продали его горнозаводчику Ивану Осокину.
Этот предприимчивый казанский помещик подполковник в отставке развил у нас бурную деятельность. В 1772 году по левому берегу реки Белой при впадении в нее речки Залазны он по-строил Залазнинский железоделательный завод.. А в следующем 1773 году Осокин основал на реке Омутной, недалеко от впадения ее в Вятку Омутнинский доменный и молотовый завод. Землю ему отвели из казенных дач Красноглинской и Зюздинской волостей. На первых порах завод имел одну доменную печь и шесть молотов, 147 рудников.
Для нужд промышленного производства заводчики покупали крепостных крестьян (согласно указа 1721 года, недворянам тоже разрешили покупку крепостных) и перевозили их на новые места: в глухой лес на основание будущих заводов. Согласия их, естественно, никто не спрашивал. Люди заселялись в шалаши и чадовки (землянки, в которых дым от огня выходил через вход) и приступали к делу. Работа их ждала трудоемкая. Они рыли котлованы под пруды, строили плотины, домны, добывали руду, заготовляли лес и готовили древесный уголь.
Однако на производстве были заняты не только крепостные, значительную часть составляли и вольнонаемные работники. Так, на пяти металлургических заводах Кайгородского уезда в 80-х годах 18 века из 1667 рабочих было 1362 вольнонаемных (82%) и 305 крепостных (18%). Еще там работали так называемые указные крестьяне. По указу 1737 года они обязаны было бессрочно трудиться на предприятиях, то есть фактически закрепощались за ним. Позднее заводам стали приписывать целые деревни, жители которых также обязаны были выполнять заводские повинности.
Заводчики заботились о привлечении на производство специалистов-доменщиков, рудознатцев, кузнецов, углежогов. Нелегальные гонцы отправлялись на уральские, тульские и другие заводы и зазывали народ, обещая лучшую долю. И потянулись люди в Кайские края. Но доля под-невольная везде одинакова. Работали по 14-16 часов за 20-30 копеек в день. Такой оплаты едва хватало на хлеб с квасом. А условия труда были очень тяжелые. Заводчики сами устанавливали величину рабочего дня, зарплаты и меры наказания для провинившихся.
Процесс производства железа на первых порах был самым примитивным, как на старых тульских и уральских заводах. В кричный горн на слой горящего древесного угля укладывались чугунные чушки, выплавленные в домнах. Металл плавился и под воздействием высокой температуры терял вредные примеси, которые, окисляясь, переходили в шлак. Он стекал на под горна, образуя там своеобразный ком, который и назывался крицей. Рабочие на наковальне мяли ее до тех пор, пока масса не становилась однородной, легко поддающейся ковке.
Руду в рудниках заготовляли в основном в зимнее время, когда болотистая почва смерзалась и это было менее опасным. Запасы руды по всему верхнему течению Вятки хотя и были огромными, но нигде не залегали мощными пластами. На таких маломощных месторождениях раз-работка велась примитивным способом – «дудками», то есть небольшими колодцами.
Отправлять готовую продукцию на ярмарки в Н. Новгород, Хлынов и другие города можно было лишь раз в год – весной по большой воде. Особенно это касалось Омутнинского завода, там даже выпускали воду из пруда, чтобы р. Омутная стала судоходной. Весеннему сплаву придавалось большое значение. Если баржа с металлом садилась на мель, труд всего года мог остаться без оплаты. Поэтому за сообщением о прохождении каравана с волнением следили жители всех заводских поселений.

_________________
Кто владеет информацией - тот владеет миром


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 04 май 2011, 19:57 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2011, 16:48
Сообщения: 1543
ХиНа писал(а):
Федоров писал(а):
А до 16 века ? кто его, этот путь построил ?.. Вот вам и история русского народа :( так же два пи....сателя Кирилл и Мефодий (сравните их разницу в годах) уничтожили по заданию масона Петра, который первый нашу азбуку, заменив её куцим алфавитом. Петр злобно ненавидел все русское... За что спрашивается тогда наши деды погибли в ВОВ ?

Вот не лень вам всё в одну кучу сваливать? Я же русским языком объяснила: летопись - неполная, её начали составлять энтузиасты из нашего района на основе имеющихся документов. Если документов за какой-то период нет - они что, от себя должны были досочинять? Можете считать эту Летопись не историей Кайского района, а историей документов - суть-то не меняется: людям и это интересно.


А лень тут причем ? И при чем тут одна куча ?
И я русским языком объясняю, что на наших Землях, где мы сейчас живем, в древние времена жили народы ! Жили любили, радовались жизни и т.д. Я на это обращаю внимание. и ВСЁ !!! Обращаю внимание на очевидные противоречия.
Нашим энтузиастам ОГРОМНОЕ Благодарствую !!! и очень здорово, что они это собрали. Другого просто не было. Освоение (христианизация) Вятских земель началось именно с 16 века. Кто сотворил все эти документы - дьяки при церквях. Значит имели свой интерес. Как обычно. Я не корю их. всяк выбрал своё. Они все достойны памяти, и не только с 16 века. Мы их потомки. Христиане уничтожением просвещали "темных" славян, большевики просвещали в тюрьмах и на каторгах отсталых христиан, (ведь вы живете в голове ГУЛАГА) либерасты поливают помоями коммунистов. Кому это надо ? кроме врагов нашего народа.
Вы никак не хотите этого понять, все ищите каких то причин для обвинения.
В качестве примера, уже нынешней истории, одним из главных героев ВОВ стали такие персонажи как П. Валенберг. Хаммер, американские солдаты. Что без них и вовсе ВОВ не выиграть бы было. Кто то это пишет, в чьих то интересах, и кто то это подписывает наверху. В Архангельске такие учебники истории родители сжигали вместе.
Я об этом. Что надо знать свою историю всю !!! и чтить всех, кроме врагов и предателей.

Вы хоть что то знаете чем жили и как люди на этих землях до 16 века, и после 16 пока кого то не перекрестили, а стойких уничтожили.
Кроме жалких крупиц, оставшегося в именно дохристианских сказках. И это сказки уже заменены ценностями боремоисействующих и березовствующих.

_________________
Боги и Предки наши, научили нас скот пасти и снопы вязать, оттого шли мы по Жизни, и не были нахлебниками. Богов и Предков наших славя, от сего мы суть Славяне
Мудростью Велеса и Силой Родов ведомые
Мой Бог меня рабом не называл


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
 Заголовок сообщения: Re: История нашего района
СообщениеДобавлено: 04 май 2011, 20:21 
Гуру
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 23 апр 2011, 16:48
Сообщения: 1543
ХиНа писал(а):
Промышленность

Заводчики заботились о привлечении на производство специалистов-доменщиков, рудознатцев, кузнецов, углежогов. Нелегальные гонцы отправлялись на уральские, тульские и другие заводы и зазывали народ, обещая лучшую долю. И потянулись люди в Кайские края. Но доля под-невольная везде одинакова. Работали по 14-16 часов за 20-30 копеек в день. Такой оплаты едва хватало на хлеб с квасом. А условия труда были очень тяжелые. Заводчики сами устанавливали величину рабочего дня, зарплаты и меры наказания для провинившихся.


Нет информации сколько стоил рубль ? Что можно на него было купить ? К 1900 году за корову можно было купить за 1,5 рубля. Если посчитать 25 копеек в среднем в день, то 25*24 рабочих дня = 600 копеек/60 = 10 рублей. переведите через корову на сегодня. :)
Людей всегда ценили. Это кто то из заумных большевиков придумал, что бы опустить предшественников - царский режим.
Я как производственник знаю. Не будешь платить, не будут работать и уйдут. Рабочие на заводах были вольными. "Каменный пояс" Е.Федорова об этом хорошо. Я самолично ходил по тем местам, включая Невьянск.

_________________
Боги и Предки наши, научили нас скот пасти и снопы вязать, оттого шли мы по Жизни, и не были нахлебниками. Богов и Предков наших славя, от сего мы суть Славяне
Мудростью Велеса и Силой Родов ведомые
Мой Бог меня рабом не называл


Вернуться к началу
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 870 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 ... 87  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 10


Быстрые действия:
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Перейти:  

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB