наказание
Концепция Ада в «Божественной комедии» Основная статья: Ад (Божественная комедия) Данте и Вергилий в аду
Перед входом — жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе «ангелов дурная стая», которые были и не с дьяволом, и не с Богом. 1-й круг (Лимб). Некрещёные младенцы и добродетельные нехристиане. 2-й круг. Сладострастники (блудники и прелюбодеи). 3-й круг. Чревоугодники, обжоры. 4-й круг. Скупцы и расточители (любовь к чрезмерным тратам). 5-й круг (Стигийское болото). Гневные и ленивые. 6-й круг (город Дит). Еретики и лжеучители. 7-й круг. 1-й пояс. Насильники над ближним и над его достоянием (тираны и разбойники). 2-й пояс. Насильники над собой (самоубийцы) и над своим достоянием (игроки и моты, то есть бессмысленные истребители своего имущества). 3-й пояс. Насильники над божеством (богохульники), против естества (содомиты) и искусства (лихоимство). 8-й круг. Обманувшие недоверившихся. Состоит из десяти рвов (Злопазухи, или Злые Щели), которые отделены друг от друга валами (перекатами). По направлению к центру область Злых Щелей поката, так что каждый следующий ров и каждый следующий вал расположены несколько ниже предыдущих, и внешний, вогнутый откос каждого рва выше внутреннего, выгнутого откоса (Ад, XXIV, 37-40). Первый по счёту вал примыкает к круговой стене. В центре зияет глубина широкого и тёмного колодца, на дне которого лежит последний, девятый, круг Ада. От подножья каменных высот (ст. 16), то есть от круговой стены, к этому колодцу идут радиусами, подобно спицам колеса, каменные гребни, пересекая рвы и валы, причём над рвами они изгибаются в виде мостов, или сводов. В Злых Щелях караются обманщики, которые обманывали людей, не связанных с ними особыми узами доверия. 1-й ров. Сводники и обольстители. 2-й ров. Льстецы. 3-й ров. Святокупцы, высокопоставленные духовные лица, торговавшие церковными должностями. 4-й ров. Прорицатели, гадатели, звездочёты, колдуньи. 5-й ров. Мздоимцы, взяточники. 6-й ров. Лицемеры. 7-й ров. Воры. 8-й ров. Лукавые советчики. 9-й ров. Зачинщики раздора (Магомет, Али, Дольчино и другие). 10-й ров. Алхимики, лжесвидетели, фальшивомонетчики. 9-й круг. Обманувшие доверившихся. Ледяное озеро Коцит. Пояс Каина. Предатели родных. Пояс Антенора. Предатели родины и единомышленников. Пояс Толомея. Предатели друзей и сотрапезников. Пояс Джудекка. Предатели благодетелей, величества божеского и человеческого. Посередине, в центре вселенной, вмёрзший в льдину (Люцифер) терзает в трёх своих пастях предателей величества земного и небесного (Иуду, Брута и Кассия).
Выстраивая модель Ада (Ад, XI, 16-66), Данте следует за Аристотелем, который в своей «Этике» (кн. VII, гл. I) относит к 1-у разряду грехи невоздержанности (incontinenza), ко 2-у — грехи насилия («буйное скотство» или matta bestialitade), к 3-у — грехи обмана («злоба» или malizia). У Данте 2—5-е круги для невоздержанных, 7-й круг для насильников, 8—9-е — для обманщиков (8-й — просто для обманщиков, 9-й — для предателей). Таким образом, чем грех материальнее, тем он простительнее.
Еретики — отступники от веры и отрицатели Бога — выделены особо из сонма грешников, заполняющих верхние и нижние круги, в шестой круг. В пропасти нижнего Ада (А., VIII, 75), тремя уступами, как три ступени, расположены три круга — с седьмого по девятый. В этих кругах карается злоба, орудующая либо силой (насилием), либо обманом.
|